Найди себя

Журнал автограф. Октябрь 2019 г.

Любое предприятие проходит определенные этапы развития и важно знать, на каком из них находится ваш бизнес сейчас, чтобы понять, когда нужно наводить порядок. Борис Князев, бизнес-консультант, помогает собственникам систематизировать их бизнес.

Этапов развития бизнеса четыре. И их необходимо знать всем: и молодому предпринимателю, и опытному бизнесмену.

Первый этап – «ручное управление». Это, на мой взгляд, самое интересное время в развитии бизнеса: у владельца множество энергии, вдохновения. Коллектив маленький, сплоченный. Руководитель только подумал, а сотрудники уже сделали, они «чувствуют» мысли владельца. Предприниматель сам вовлечен во все процессы, и пока что это легко ему удается. Появляется «бизнесовая эйфория», и человек размышляет: «Вау, я крутой предприниматель!». Итак, дело у него развивается, появляется доход, а вместе с ним и мысли о расширении.

На этом этапе владелец не задумывается об обучении, внедрении инструментов управления, и если в этот период ему предложить систематизацию бизнеса, он, конечно же, откажется, аргументируя свой ответ тем, что у него и так все прекрасно: доход, прибыль, рентабельность, дорогие покупки, все и так хорошо.

Второй этап – «развитие и привлечение менеджеров». На этом промежутке времени бизнес продолжает развиваться, и его владелец начинает нанимать руководителей. Ведется активный поиск сотрудников: раньше бизнесмен сам привлекал клиентов и контролировал производства – теперь нашел менеджера по продажам и технического директора. Тут-то и возникают трудности (я называю это «первым управленческим кризисом»). Владельцу все чаще и чаще приходится доделывать и переделывать работу за своих подчиненных. Собственник все свое личное время отдает бизнесу, а эффекта все меньше и меньше, и здесь впервые он задумывается: «Что же все-таки не так?!». И уже нет той эйфории, на этом этапе владелец уже готов учиться.

Третий этап – «делегирование и внедрение инструментов управления». Теперь некоторые функции переданы сотрудникам, численность персонала растет. Когда владелец сталкивается с внешними и внутренними трудностями, его начинает выводить из себя персонал, который не способен довести какое-либо дело до конца. Собственник увольняет плохо проявивших себя менеджеров и таким образом застревает между вторым и третьим этапом – он то набирает руководителей, то увольняет их, то набирает, то увольняет. Ему приходится доделывать за них работу и сетовать на то, что «негде взять хороших менеджеров». На третьем этапе бизнес то немного лучше себя чувствует, то «валится». Я называю это «американскими горками». Предприниматель, увольняя сотрудника, снова погружается в операционное управление – работает за менеджера, пока не нашел ему замену. Принял нового сотрудника, обучил его, снова вышел из «операционки». И так по кругу. Единственный шанс перешагнуть на следующий этап – это пройти комплексную систематизацию бизнеса. Я подразумеваю под этим, в первую очередь, системное обучение во всех сферах в области найма персонала, маркетинга, финансов, контроля качества и PR.

Четвертый этап – «управляемое системное развитие». Самый благоприятный для бизнеса период, потому что владелец полностью вышел из «операционки». Он внедрил инструменты управления и систематизировал свой бизнес. Перейти на четвертый этап можно только с помощью обучения и консалтинга. Сотрудники в системном бизнесе поддерживают цели и миссию компании. Продукт труда сотрудников собственник может измерить, и от этого растет производительность и общий доход компании.

В качестве примера возьмем пекарню. На первом этапе ручного управления владелец сам производит закупку сырья, лично участвует в производстве, сам развозит свои продукты (хлеб, выпечку и т.д.) покупателям. У него 1-2 помощника, они справляются, у него хороший доход, и, как вы понимаете, на этом этапе он не будет учиться, потому что его накрыла «эйфория успеха».

Он естественным путем переходит на второй этап, когда принимает на работу пекаря. Но тот не справляется с работой. Он нанимает продажника, но тот не может выполнить и половины того, что делал владелец. И тогда собственник задумывается: «Где же найти нормальный персонал?», начинает искать хороших сотрудников, находит их. И – попадает на 3-й этап развития. Здесь он уже делегирует некоторые функции и радостный уезжает с семьей в отпуск. Но когда возвращается с отдыха, вдруг видит такой бардак в своем бизнесе, что у него «волосы встают дыбом». Наступает череда увольнений – те самые «американские горки». Наш владелец пекарни застревает между вторым и третьим этапом. Я знаю случаи, когда владельцы работали в таком состоянии 5-10 лет! В этап «управляемого системного развития» владелец пекарни может попасть через консалтинг, через обучение и внедрение инструментов управления. Только в этом случае он может систематизировать все бизнес-процессы своей пекарни, а также расшириться и масштабироваться.

Подчеркну, что четыре этапа развития бизнеса присущи только малому и среднему предпринимательству. Для крупного бизнеса и для дела, в которое вливается большая сумма инвестиций, обычно характерно прохождение сразу третьего и четвертого этапов, минуя первый и второй. Я всем желаю управляемого системного развития. Именно это дает энергию, творчество, рост и развитие. И ваш бизнес станет более эффективным, а вы – более спешны.

Получить кейс

С политикой конфидициальных данных ознакомлен

Заявка на консультацию

С политикой конфидициальных данных ознакомлен

Наверх